Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: - Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
Основными задачами проведения аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Аттестация педагога - процесс многоуровневый и требует не только от педагога определенных усилий в качественной презентации своего педагогического опыта. Важным условием в прохождении аттестации на квалификационную категорию является методическое сопровождение процесса аттестации на нескольких уровнях.
Первый уровень - сопровождение аттестации учителя в образовательной организации, где организационное обеспечение реализуется в педагогическом коллективе:
- изучение опыта работы претендентов на категории через трансляцию открытых занятий, творческих отчетов, презентации материалов из опыта работы;
- организация работы администрации, методических объединений в целях накопления и систематизации материалов о результатах и качестве работы аттестуемых и оказание им методической помощи через проведение групповых и индивидуальных консультаций по разъяснению нормативно-правовых основ аттестации и экспертизы, помощь в оформлении аттестационных документов.
Второй уровень - муниципальная поддержка педагогов в период аттестации. Роль муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, заключается:
- в обеспечении образовательных учреждений методическими разработками, рекомендациями, пособиями по вопросам аттестации, экспертизе;
- в разработке основных направлений, форм и методов организации методической работы и внешнего мониторинга с учетом требований квалификационных характеристик и результатов аттестации: создание собственного банка данных (нормативно-правовых документов, приказов, опыта работы педагогов, получивших первую и высшие категории, авторских программ, результатов опытно-экспериментальной работы и т.д).
Третий уровень – методическая помощь на региональном уровне в подготовке аттестационных документов учителя, подлежащих экспертизе. Для аттестующихся педагогических работников проводятся групповые и индивидуальные консультации по вопросам их прав, обязанностей, нормативным основам процесса аттестации, изучается и анализируется практика подготовки и проведения аттестации кадров в образовательных организациях.